1 этап(Эссе)


Михаил Юрьевич Лермонтов 

 (3 октября [15 октября] 1814, Москва — 15 июля [27 июля] 1841, Пятигорск)

Эссе 

Михаил Юрьевич Лермонтов – наш самый любимый поэт, которого мы чувствуем и понимаем до мельчайших деталей, интонаций, подробностей. Его метания, поиски и разочарования, пафос творчества этого художника очень близки нам. Именно за это мы и любим все творческое наследие М.Ю. Лермонтова и его лирику, в частности.
 Творчество Лермонтова стало новым словом в истории русской литературы. Все оно было подчинено одной цели: самоанализу, попыткам самопознания, познания себя и своего поколения. Эта тема, в той или иной степени,близко проявляется во всех произведениях Лермонтова. И она очень близка нам. Переживания, мысли и чувства героев этого поэта созвучны нашим размышлениям о себе и об окружающем мире.
  Мы бы хотели отметить одно любопытное обстоятельство. Дело в том, что Пушкин не знал о существовании поэзии Лермонтова, хотя это очень странно, ведь уже к 1837 году Лермонтов был автором «Бородино», «Гладиатора», «Ангела» и многих других гениальных произведений. Но тут замечательно то, что Лермонтов не был ни сколько обижен и ущемлён, что гениальный Пушкин не обратил внимания, не знал о существовании своего великого наследника. И только после смерти Пушкина,  как гром прозвучало стихотворение Лермонтова «На смерть поэта». Которое сразу же всполошило друзей Пушкина и привлекло к нему пристальное внимание. Пушкин из французской литературы знал и ценил Мериме и Бенжамена Констана, а Лермонтов прекрасно знал Бальзака, о чём упоминается в "Герое нашего времени". И этот роман – это образец совершенно современного построения романа - современного романа!
Одним из первых произведений великого русского поэта было стихотворение «Парус»:

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Оно продолжает восхищать нас и сейчас своей лаконичностью и точностью, правдивым и впечатляющим образом, мелодичностью и скрытым в нем разумом, тоской, грустью.
В философском стихотворении «Парус» поднимается одна из основных тем лермонтовской лирики—тема одиночества. В первой строфе два центральных образа — парус и лирического героя — объединяет ключевое слово «одинокий».  Во второй строфе парус как бы приближается к глазам зрителя. Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом суденышке. То есть лирический герой как бы переместился в открытое море и сам управляет ветрилом.
Основные мотивы всех произведений Лермонтова : назначение поэта и поэзии, любовь, Родина и природа, одиночество.
Поэт умер совсем молодым, но его творчество, в котором кипят чувства, поднимаются философские проблемы фантастической глубины, оставило яркий след в русской культуре.     
Дорогие читатели XXI века, изучайте произведения великого Лермонтова, учитесь любить Родину так, как любил её он!
 

1 комментарий: